Едем на ELBRUS WORLD RACE

Отчет Марии Сибирцевой о самом красивом горном трейле России
Искренне считаю, что ничего так не придает жизненных сил на весь год, как поездка в горы, никакое море с ними не сравнится.

Я побывала в больших горах в первый раз, поехав на альпсборы МАИ на Алтай. С тех пор не могу забыть той мощи гор, которая заставляет уважать и восхищаться ими. Они притягивают к себе, делают людей очень счастливыми или очень несчастными, но точно не равнодушными к ним!

Несмотря на то, что Elbrus World Race (EWR) проводится уже 7-й год подряд, отчетов по нему я нашла немного. Для меня это был первый большой трейловый старт и вопросов было больше чем ответов. Мне хотелось услышать мнение не только тех, кто выигрывает такие старты, но и новичков, вроде меня. Наверняка, они задавались такими же вопросами, что были у меня. Итак, мой отчет для тех, кто собирается участвовать в этом потрясающе красивом старте в Приэльбрусье в первый раз.

Мария Сибирцева
Участник клуба GoldFinch Team
Эльбрус. Фото Павла Потапова.
Хорошая новость, для тех, кто не хочет ехать ради 8 км, но 34 км считает для себя слишком сложной дистанцией – в следующем году обещают добавить дистанцию 20 км! Мы выбрали для себя 34 км. Для участия во всех гонках (даже на 8 км) необходима горная страховка, купить ее можно вместе со слотом. Для регистрации на дистанцию 34 км нужно предоставить информацию, что вы успешно завершили хотя бы одно соревнование: минимум 20 км бегом или 30 км на лыжах или 50 км на велосипеде. А еще с вас нужно обязательное снаряжение, без которого вас могут дисквалифицировать на финише.

Отдельно про медальки. Их дают не всем, а только первым 25 финишерам (отдельно мужчинам и отдельно женщинам). К слову сказать, я была 26-ая (всего в этом году вышло на нашу дистанцию 93 женщины). Нет, не обидно – после увиденных красот медальки это ничто!
Озеро Сылтран. Фото Павла Потапова.
Про безопасность

Нужно понимать, что гонка сама по себе непростая не только в плане сложности рельефа, но и потому что она проходит в настоящих горах. Во-первых, погода может резко измениться, а во-вторых, в случае травмы или каких-то проблем со здоровьем, вам не смогут быстро помочь, просто даже потому что на бОльшей части дистанции телефон не работает. Организаторы так и говорят: «Мы специально не стали давать телефон экстренных служб для того, чтобы у вас не было иллюзии, что вам может кто-то помочь, кроме вас самих». Ну а про то, что гонка проходит в отдаленных местах, где зачастую срочная эвакуация может быть выполнена только на вертолете, я думаю и говорить не стоит.
Здесь же по поводу погодных условий и обязательного снаряжения. Когда, сидя в Москве, смотришь на фотографии участников прошлых лет, бегущих в майках и коротких шортах, кажется: «Водозащитная куртка с капюшоном и проклеенными швами…двое штанов … согревающие перчатки... зачем это всё на гонке..?». Но вот когда за день до гонки, температура опустилась до плюс 12 и весь день лил дождь, то такие вопросы отпали сами собой. И я уже не говорю о том, что внизу на старте может жарить солнце, а наверху на перевале падать снег.

Акклиматизация

Напомню, что максимальная высота, на которой проходит Elbrus Trail это около 3500 м. Это конечно не вершина Эльбруса, но горная болезнь накрыть тоже может. Эксперты говорят, что на старт нужно ехать минимум за неделю, лучше за 10 дней, для того чтобы организм акклиматизировался к высоте. Можно попробовать приехать за несколько часов, тем самым обманув организм, пропустив стадию адаптации. Мы ехали за 7 дней, а наш друг Леша Демченко пошел по экстремальному пути и приехал накануне вечером. Ему повезло, горняшка на трассе его не накрыла и он чувствовал себя нормально. Но у меня акклиматизация на Кавказе была очень долгой. Была бы возможность я бы поехала за 10, а лучше за 14 дней до гонки.

Про правильную акклиматизацию также советую почитать отдельные материалы. Я бы рекомендовала при приезде за неделю до гонки следующий план: в день приезда в горы не подниматься, погулять до соседних поселков и не выше. На второй день прогуляться максимум до высоты 2700-2800, при этом стараться идти в гору как можно медленнее и следить за своим самочувствием. В последующие дни постепенно набирать высоту максимум на 500-600 метров выше предыдущего дня. Мы не ходили выше 4100 м из-за сильного тумана на Эльбрусе, но выше Приюта 11 (4100 м) лично я и не планировала идти. С 3900 начинается снежная каша, кроссовки будут мокрые, лучше идти в горных ботинках.

Я советую заранее составить план акклиматизационных выходов на неделю. А лучше даже два плана – оптимистичный и пессимистичный. Своим планом делиться не буду, он был слишком оптимистичный. Я уже писала, акклиматизация у меня проходила нелегко: все ночи, кроме последней, я спала очень плохо, а пульс покоя был на 10 ударов выше обычного. На третье утро в Терсколе после слишком резкого набора за предыдущий день мне стало очень плохо, каждые 15-20 минут было ощущение, что я теряю сознание, пришлось даже cпуститься в Чегет, расположенный чуть ниже. Паники у меня не было, так как я не первый раз в горах и видела более серьезные признаки горной болезни, но у меня самой никогда такого не было. Про симптомы горной болезни советую почитать отдельно, особенно если вы никогда не были в горах и не сталкивались с ней.
Где остановиться
Изначально мы не планировали жить в одном месте все время, поэтому заранее бронировали отель только на первые две ночи. Пару ночевок мы планировали сделать в палатке на высоте, но из-за моего плохого самочувствия мы не стали рисковать перед гонкой. Посёлки, в которых обычно живут бегуны EWR:

Поляна Азау - самый верхний поселок, находится у подножия Эльбруса. Удобен тем, что находится рядом с Эльбрусом, от него ходит старая и новая канатка. Мы жили там в отеле Азау Премьер и были там единственными постояльцами. Хорошо, тихо, но слишком скучно.

Терскол - на мой взгляд самый удобный поселок в плане расположения. От него удобно ходить пешком по тропе и в Чегет и в Поляну Азау. Тропа потрясающей красоты – хвойный лес, горные реки и мосты. На ней же же мы часто встречали бегунов, совершающих утренние и вечерние пробежки и делающих беговую работу.

В Терсколе мы жили в отеле Купол, принадлежащему президенту федерации альпинизма Кабардино-Балкарии. На первом этаже расположено одноимённое кафе, в нем можно найти литературу по альпинизму, но соседнее нам показалось вкуснее. В отеле все прекрасно, но вот постоянный шум за окном по ночам в лице орущего осла, зовущего на молитву муллы и судя по отзывам вечных ремонтных работ, меня доставал.

Чегет - находится у подножия горы Чегет. Центр соревнований находился в этом поселке, поэтому очень многие бегуны останавливались именно там. Это самый живой поселок, там больше всего кипит жизнь за неделю до гонки.
Здесь мы жили в отеле Когутай с самым лучшим рестораном из всех, где мы были в Приэльбрусье.

Можно также жить (или скорее переночевать перед стартом) в частном секторе в поселке Верхний Баксан, от которого непосредственно проводится старт, но там нет ни ресторанов, ни кафе, поэтому чтобы поужинать вам придется всё равно ехать в другие поселки.
Чуть меньше 1,5 лет назад я начала регулярно заниматься спортом, вступив в лыжный клуб Goldfinchteam. Зимой я тренировалась только на беговых лыжах.
Моя подготовка к старту

Чуть меньше 1,5 лет назад я начала регулярно заниматься спортом, вступив в лыжный клуб Goldfinch Team. Зимой я тренировалась только на беговых лыжах. Все остальное время тренировки включали: технические на роллерах (в этом году каталась очень мало), функциональные (силовые, статодинамика, на баланс), длительные низкоинтенсивные по пересеченной местности с палками и без от 2 часов, темповые беговые (делала только ближе к соревнованиям). Бегаю небыстро - этой весной полумарафон за 1-56, прошлой за 2-02. Первый трейл попробовала за 1,5 месяца до EWR в Сорочанах (Московский трейл, время 2-30).

В этом году включила больше тренировок с горками, но начала осознанно готовиться к ERW очень поздно - меньше чем за 2 месяца. Я считаю, нужно хотя бы за 3 месяца. Однозначно могу сказать, при подготовки к EWR нужно учиться отрабатывать спуски и добавить силовые на квадритцепс бедер, потому что они больше всего работают на крутых спусках. Также включить упражнения на мышцы стабилизации, если их не было ранее. Теорию по технике бега со спусков и работы палок на подъемах в горах очень советую посмотреть на сайте известных скайраннеров Дмитрия и Екатерины Митяевых.

Кроме этого, сбегать со спусков нужно уметь не просто по асфальту или грунту, но и по неровной поверхности с препятствиями. Где в Москве можно научиться бегать по сложным участкам типа курумника (большие подвижные камни) я честно не знаю, но я бы посоветовала в тренировки по пересечённой местности включать участки с корнями деревьев или кочками, бежать по которым вы боитесь. А еще лучше не просто бегать по таким поверхностям, а делать на них ускорения.

Мне повезло, что я бывала раньше в горах и приходилось много передвигаться по такой поверхности, на гонке тело само вспомнило что делать и сложные технические участки я бежала очень уверенно.

Схема трассы
Для простоты трассу на 34 км (по факту у меня получилось 33,5) можно разбить на 3 участка:
1) 11,5 подъема в гору с высоты 1521 м до 3441 м. Из них маленький отрезок вы бежите по асфальтированной дороге, потом подъем по грунтовой дороге в лесной части и далее по горным тропам;
2) 6,5 км техничного каменистого спуска до пункта питания;
3) 15,5 км пологого спуска по грунтовой дороги. Там встречаются еще небольшие подъемчики, которые не сильно ощущаются.

Питание на гонке
Пункт питания только один на 19м километре, на нем давали только апельсины, зеленые бананы и яблоки. Воды на нем нет.
Воду можно было набрать из ручьёв, их расположение указано на схеме трассы прямо на номере участника. Первые 6 км воды нет и поэтому стартовать участники должны с минимум 1 литром воды. Я очень боюсь обезвоживания и всегда много пью, поэтому у меня было 1,5 литра воды в гидраторе, 0,5 изотоника в мягкой бутылке и ещё за гонку 2-3 раза я набирала воду из ручьев в бутылку. Мой муж Петя же обошёлся всего 2 литрами на всю дистанцию.
В рекомендуемом снаряжении на гонку значится очиститель воды. Я не встречала в магазинах такие, которыми можно пользоваться быстро, поэтому решила обойтись без него. Я не слышала, чтобы на гонке у кого-нибудь были проблемы с желудком из-за воды из ручьев. Но во время сильных дождей вода в ручьях мутная и с песком, можно было бы ее просто так пить - это вопрос.

Питание
мы брали исходя из того, что каждые пол часа нужно есть по гелю или батончику. Я рассчитывала на 8- в худшем случае 10 часов, поэтому батончиков и гелей взяла аж 18. Наверное никто не брал столько еды, сколько я. Батончики на гонках я раньше никогда не ела, но как нам сказали, что на такой длительной гонке твердую пищу нужно есть обязательно иначе может быть расстройство желудка. С начала пологого спуска (с 17 км) я поняла, что есть твердую пищу уже не могу, темп уже беговой и батончик прыгает в животе.

По факту получилось съесть конечно меньше, но каждые 30-40 минут, я ела хотя бы по пол геля или батончика. Считаю, что следование графику питания не дало мне "загрустить" до конца гонки.
Про питание советую почитать опять же у Дмитрия Митяева: http://www.trailrunningschool.com/ultra-food/.

Отдельно про гидратор и бутылки
Мягкая бутылка (у меня camelback) удобна тем, что рядом с ней, особенно когда она неполная, можно положить ещё гели и батончики. В неё удобно наливать воду из ручья.
Гидратор не удобен тем, что чтобы его заполнить нужно останавливаться, открывать рюкзак и чем-то заливать в него воду. Но зато пить из него намного удобнее на ходу. В местах сложного рельефа пить из бутылки на бегу я считаю может быть вообще опасно.

Вариант, когда вода лежит где-то в бутылке глубоко в рюкзаке, считаю вообще неприемлемым. Как минимум к последней трети вы начнете спешить и экономить время на том, чтобы ее оттуда достать. Проверено на нашем одноклубнике Андрее, он успешно финишировал, но на гонке заработал себе такое сильное обезвоживание, что без помощи медработников скорой помощи не обошлось.

Гонка – как все проходило

Стартуем. За плечами тяжелый рюкзак - 12 литровый рюкзак весь забит до отказа водой, гелями и одеждой.
Петя, я и Лёша встали одни из самых последних в стартовом коридоре, бежим первый километр вместе с Лёшей и Петей, потом они прощаются со мной и убегают вперед. Я постоянно смотрю на пульс, понимаю, что для начала гонки он слишком высокий и всё больше сбавляю темп на первых километрах, оказываясь в конце в числе десяти замыкающих гонки. Неприятное такое чувство, когда оборачиваешься и понимаешь, что за тобой всего несколько человек Но всё равно пульс слишком высокий! Зато атмосфера у нас в хвосте замечательная – какие только темы не обсудили
Километре на третьем начинается красивейшая лесная часть трассы. Сосновый лес, заросли малины, кайф! Стойкое ощущение, что мы не на гонке, а на какой-то прогулке, на которой зачем-то надо куда-то спешить Вон сколько малины, а может да ну её нафиг эту гонку? Видимо девушки, которые шли рядом, тоже так решили, потому что если сначала они, как и все, срывали малину по дороге, то потом решили совсем остановиться и начать ее собирать.
Так плетусь в конце первую половину подъема, потом видимо народ начинает уставать и я начинаю обгонять. Видно, что для очень многих людей самое главное это быстро дойти до конца подъёма, как будто там финиш.
Палками начинаю пользоваться только со второй половины подъема, на первой половине считаю они никак не помогают.

С 10го километра мы выходим на плато, на высоте 3000 метров на котором располагается красивейшее озеро Сылтран.
Как же я завидую людям, которые остановились там в палатках – очень хочется остаться там подольше, но нужно бежать. По пути я много фотографирую, чего и вам советую, тем более если вы видите эту красоту в первый раз. Последний подъем до перевала шел по каменной насыпи. Маленькие камешки попадали в кроссовки и тут я пожалела, что сэкономила на гамашах, за гонку мне приходилось два раза полностью снимать кроссовки и вытряхивать из них мелкие камешки.
Последний участок подъема от озера Сылтран до перевала по каменной насыпи
Итак, перевал, по часам прошло 3:40, сил еще очень много. Впереди еще две трети пути по километражу. Думаю о том, что наверное в этот момент лидер уже финиширует (как выяснилось, я ошиблась, время лидера было еще быстрее - 3:19). Из-за того, что в первые дни в Приэльбрусье у меня был неприятный опыт горной болезни, все последующие подъемы у меня проходили с опаской «а вдруг накроет опять», но после прохождения самой верхней точки никаких опасений у меня больше не было и можно было ускоряться. Включаю соревновательный режим.
Начинается спуск, бежать вниз конечно проще, но темп получается не намного выше чем на подъеме. Передвигаться приходится по большим подвижным камням – курумнику. Нужно быть предельно аккуратным и сосредоточенным, иначе можно с легкостью подвернуть ногу. С удивлением обнаруживаю, что передвигаться по таким камням у меня получается значительно быстрее, чем у участников, которые вместе со мной шли на подъем. Начинаю спешно обгонять.
После нескольких километров спуска впереди вижу Лешу, начинаю догонять его. Честно говоря, так как Леша пошел у нас по экспериментальной схеме акклиматизации, я ожидала два варианта: либо я встречу его где-нибудь на подъеме, сидящего на камне и мучавшегося от горной болезни, либо уже довольного на финише. Леша бодр и весел, но спуски по камням ему даются сложнее чем мне. Убегаю вперед.

Бегу и вижу, что участники впереди почему-то начинают останавливаться в одном месте и видимо ждут друг друга. Подбегаю и понимаю почему - впереди резкий спуск вниз. Помню, как читала про него в отчетах участников прошлых лет и представляла по их описаниям себе обрыв, уходящий в бездну... Нет, он совсем не такой - вполне можно было быстро спускаться по серпантину, улететь с него по-моему невозможно.
Через некоторое время уже на пологом участке вижу сидящего мужчину с протянутыми ногами. Подхожу ближе и спрашиваю, что с ним. Он улыбается и говорит, что свело обе ноги. Предлагаю бутылочку магнезии, спрашивает «Поможет?». «Да если б я знала, на лекции по скорой помощи сказали не поможет, надо колоть иголкой. А на лекции по восстановлению после нагрузок сказали колоть иголкой не поможет, разминать и тянуть» Тут подбежали еще ребята и начали делиться своими, более дельными знаниями, я побежала дальше.
Прошло еще чуть больше часа, помню, как в какой-то момент останавливаюсь перед большим камнем с непониманием куда бежать дальше. Хочу сказать, что заблудиться на дистанции 34 было невозможно, через каждые несколько метров на камнях виднелась яркая синяя разметка. Но тут резкий поворот и он ставит в тупик.
Вдруг меня окрикивает мужчина откуда-то сбоку и наконец-то я вижу первый и единственный пункт питания с палаткой скорой помощи. 19-й километр, осталось еще 15,5 спуска с небольшими подъемчиками. С этого момента бег с препятствиями закончился и можно топить по максимуму.
Мой максимум застрял где-то на темпе 6:20 - 7 мин/км и только последние несколько километров я смогла себя заставить ускориться до 5 мин/км. И вот вбегаю в поселок, начинается асфальтовая дорога. Сворачиваю на очередном повороте, вижу стартовый городок, подбегаю ближе и вижу Петю и недалеко от него рыжую корову.

Видно, что он уже давно прибежал, переоделся, сидит скучает и ожидает увидеть меня часа через два. Потом он рассказал, что за минуту до финиша корова перегородила финишный коридор и его мысли были заняты только размышлениями о том как же на финиш побежит следующий участник и как бы ее отогнать. Корова отошла, видимо чувствовала, что следующим бежит тот, кто до смерти боится коров. Финиш. На часах 6-40. Вскоре прибегает Леша, с чувством выполенного долга фотографируемся с флагом клуба.

Петр и Мария Сибирцевы, Алексей Демченко ( слева направо) на финише гонки.

Общие впечатления от гонки

Красота и разноообразие трассы однозначно превзошли мои ожидания: сосновые леса с зарослями малины, мосты и броды через горные реки, красивейшее озеро Сылтран, каменистые спуски и пушистая трава, обжигающее солнце и ледяной ветер и конечно же невероятные пейзажи гор!
По организации старта я слышала много недовольных мнений от участников о том, что ее попроросту нет: ни медалей, ни питания, ни бесплатной эвакуации до финиша в случае травмы... Я не разделяю этих мнений и считаю, что все зависит от ваших ожиданий - это горы и рассчитывать здесь нужно только на себя, гонка тем и прекрасна, что здесь вы чувствуете себя один на один с горной природой, наслаждаясь ее невероятной красотой!

Фото в статье приведены из личного архива Павла Потапова, Марии Сибирцевой и с официального сайта Elbrus World Race http://www.elbrusworldrace.com/ru, видео с yuotube-канала BULLmovie и adidas Russia.